ВПР проводятся в рамках нацпроекта «Образование» с целью осуществления мониторинга системы образования, в том числе мониторинга уровня подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, а также совершенствования преподавания учебных предметов и повышения качества образования в образовательных организациях.
Всероссийские проверочные работы – итоговые контрольные работы, призванные показать эффективность работы школы и степень усвоения школьной программы учениками. Они появились в 2015 году, но уже стали неотъемлемой частью российской системы образования. Изначально они проводились в начальных классах в качестве эксперимента, чтобы проверить, как дети усваивают материал, а сейчас являются обязательными для всех школьников с 4 по 11 классы.
«Раньше вместо ВПР ученики сдавали итоговые контрольные работы, но каждая школа сама составляла для них задания и определяла уровень их сложности. Теперь комплексный срез знаний проводится по единому стандарту с использованием контрольных измерительных материалов, предоставленных Рособрнадзором», — говорят педагоги.
Этот проект, который способствует возвращению воспитания в систему образования, обеспечивает возможность учащимся получать качественное образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, и развивает уровень всесторонних возможностей обучающихся и открывает безграничные возможности.
Всероссийские проверочные работы проводятся с учетом «национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС» и направлены на «выявление уровня подготовки школьников».
ВПР-один из элементов системы оценки качества общего образования, ориентированных на «укрепление единого образовательного пространства, создание объективных способов и инструментов оценки образовательных результатов обучающихся».
Реализация ВПР- это элемент системной диагностики, входящий в перечень общих оценочных процедур, а именно: ЕГЭ, национальных исследований качества образования, иных вариантов итогового оценивания по предметам, не входящим в перечень предметов для ГИА.
По результатам проведения ВПР на региональном уровне готовятся статистические и аналитические отчеты, которые должны позволить более эффективно управлять
качеством образования в субъекте РФ. На основе результатов ВПР и итоговой аттестации формируются «Зоны риска», в которые входят образовательные организации, демонстрирующие «необъективность» при проведении оценочных процедур.
Национальный проект «Образование» обеспечивает в первую очередь достижение национальной цели Российской Федерации, по обеспечению возможности для самореализации и развития талантов.
За счет мероприятий национального проекта «Образование» в каждом регионе России обеспечивается развитие системы образования по ключевым направлениям.