Глава Республики, Герой России Рамзан Кадыров не раз поднимал вопрос о важности культурного наследия чеченского народа, а именно родного языка. Ведь он является отличительной особенностью любой нации. В нём сокрыта история длиною не в один век, а целые эпохи, начиная с античных времён. Рамзан Ахматович всем сердцем болеет за сохранение нашей самобытности.
Однако чеченский язык нынче — как седая старушка, облачённая в какие-то грязные лохмотья. Это уже далеко не та нежная, грациозная лань, которой все восхищались, которую все почитали и любили. Никто не хочет созерцать бедняжку, ибо лицо её испещрено уродливыми зигзагообразными морщинами. Но это её нерадивые дети своим вопиющим невежеством довели мать до такого плачевного состояния. Она скукожилась, поникла, захирела, зажухла, словно гербарий, забытый в пыльной книге. Дряблые шершавые руки так давно не знают любви и тепла, что она даже забыла, каково это: чувствовать себя нужной. Каждый божий день она ждёт, чтобы хоть один из её детей пришёл, заключил её в трепетные объятия и сказал: я буду рядом. Но в дверь стучат лишь изредка: приходят всякие лицемеры 25 апреля и, начиная буравить старушку фальшиво-любовным взглядом, клянутся беречь её, как зеницу ока. Но затем эти тщедушные витии пропадают, словно сквозь землю проваливаются. Не сулите того, чего не можете претворить в жизнь. Это подло, гадко и низко.
В глазах её незыблемая грусть. А в наших смутных сердцах гнетущая пустота. Ведь не изучать собственный язык — это всё равно что отречься от родной матери, которая только и делала, что холила и лелеяла нас. «Отнюдь»… «Благодарствую»… «Будьте любезны»…
Какая вопиющая жеманность! Если продолжить в таком духе, мы с вами когда-нибудь полностью ассимилируемся и перестанем существовать как нация, что с гордостью превозмогла целый сонм испытаний, выпавших на её долю. Мы осилили тяжкое ярмо войны, репрессии, но не можем выкроить время для изучения нашего родного языка. А знаете, почему? В нас нет стержня. Мы предпочтём скрасить вечерний досуг просмотром американских фильмов, низкопробных ситкомов и чтением бульварных романов. Вы заметили эту тревожную тенденцию среди молодёжи? Пренебрежимо мало тех, кто интересуется чеченскими песнями, танцами, произведениями. В списках их кумиров вы найдёте Андрея Болконского, Скарлетт Охару, Гарри Поттера, но ни абрека Зелимхана, ни Байснагура Беноевского, ни наиба имама Шамиля, Хаджи-Мурада, вы среди них не увидите. Это наши герои, это наша история, которую мы априори должны изучать. Иначе мы канем в лету. Ведь предпосылки, обуславливающее такую печальную кульминацию для чеченского народа, имеются однозначно. Когда водитель в маршрутке включает чеченскую песню, подавляющее большинство находящихся там начинают болезненно супить брови, словно в их тела иглу вонзают. Привередливые мои, возьмите песни зарубежных исполнителей и посмотрите переводы их творений. Зачастую смысла в них мало.
Раньше я считал, что чеченский язык — сложный, затейливый, витиеватый, и мне его никогда не осилить. Мнение не изменилось и по сей день. Но кто говорил, что это будет лёгкая прогулка? Нужно понимать, в первую очередь, что язык — это отличительный признак любой нации. А если мы с вами перестанем изучать наш язык, мы обречены на исчезновение. Я не имею права осуждать своих сверстников за их пренебрежение, поскольку сам долгое время нормально не мог формулировать мысли на родном языке. Но сейчас я потихоньку начал разбираться в нём. Моё кропотливое изучение русского языка увенчалось успехом, но какой в этом смысл, если я не знаю собственного?
Весьма прискорбно констатировать смерть одного из самых доблестных защитников чеченского языка Берсанова Хож-Ахмеда. Весь Ачхой-Мартановский район скорбит о нём и по сей день. Писатель сделал многое для сохранения умирающего языка. Давайте посредством общих усилий не дадим его трудам пропасть даром. Поставим изучение нашего языка в приоритет. В числе котирующихся языков должен быть и чеченский..
Ведь Первый Президент, Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров говорил, что «Без языка — нет нации».
И.Алдамов