Самая близкая к людям – местная власть
В принятом 29 апреля 2010 года Парламентом Чеченской Республики законе «О местном самоуправлении в ЧР» говорится: «Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Чеченской Республики, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Чеченской Республики». И все же, независимо от нормативной базы, от того, как она называлась, местная власть в силу известных причин всегда была и есть самой близкой к народу, к простым людям с их заботами, чаяниями и тревогами.
Если говорить о чеченцах, то у них до установления Советской власти преобладал обширный уклад жизни с решением главных вопросов на сходах сельчан. Тут многое решалось исходя из авторитета инициаторов того или иного решения, подкрепленного влиянием, репутацией, материальными и финансовыми возможностями, численностью тейпа и т.д.
После покорения Кавказа во 2-й половине 19 века на землях чеченцев, естественно, стали насаживаться и привнесенные Россией формы организации местной власти: сельские старосты, околоточные надзиратели, лица, осуществлявщие сбор налогов и податей. Как и раньше, подчеркнутым вниманием местных властей пользовались религиозные авторитеты (но только те, которые проповедовали угодные царскому режиму идеи).
После октябрьской революции 1917 года в жизни горцев долгое время практически не менялись формы местной власти, однако в 20-х и 30-х годах Советская власть стала доминирующей в горских селах со всеми атрибутами новой системы: лучшие дома для сельских Советов и их глав, флаги и транспаранты с большевистскими лозунгами, портреты вождей, нередко-тачанки с лошадьми и оружие для руководителей местной власти. Последовавшие вскоре коллективизация, раскулачивание, борьба с различными «вредными» течениями вроде оппортунизма, троцкизма, левых и правых уклонов сильно ударило по авторитету и популярности местных властей в горских селах (а другой, более высокой ветви власти здесь практически и не видели). Не добавили местной власти народной любви и последовавшие репрессии против «врагов народа» и «вредной» деятельности местных религиозных авторитетов.
В годы Великой Отечественной войны представители местной власти участвовали в организации призыва в Советскую Армию, по мере сил боролись с фактами (хотя и не столь значительными, как утверждают некоторые историки) уклонения от воинской службы и отправки на фронт. Десятки и сотни жителей Ачхой-Мартановского района ушли на фронт, многие из них геройски пали на полях сражений. В их честь в центре Ачхой-Мартана воздвигнут обелиск, где проходят торжества в честь Великой Победы советского народа над германским фашизмом в 1945 году.
Уже после возвращения чеченцев из мест депортации, которое началось в 1957 году, в районе начали формирование органов местного самоуправления, хотя назывались они по-прежнему сельскими Советами. Многие из вернувшихся домой после депортации фронтовиков были направлены на партийную и хозяйственную работу.
Одним из ярких примеров деятельности на посту руководителя местной власти в Ачхой-Мартане, несомненно, являлся председатель Ачхой-Мартановского сельского Совета Асхад Ойшаев, это была колоритная фигура, одним фактом своего присутствия в сельсовете он способствовал укреплению авторитета местной власти. Как говорится, ногой открывал двери многих кабинетов «наверху», отстаивал интересы сельчан там, где это требовалось. Лицо А.Ойшаева, бывшего танкиста, хранило следы страшного пожара в боевой машине, но это были шрамы, украшавшие настоящего мужчину. Он многое сделал для благоустройства Ачхой-Мартана, пользовался у сельчан большим авторитетом. Его именем названа улица в райцентре, где он жил.
В истории органов местного самоуправления райцентра много имен других достойных руководителей, немало сделавших для благоустройства села, для решения многих вопросов повседневной жизни его жителей. Среди них можно назвать З.Абдулаева, Т.Гадаева, М.Мадиева, Ю.Эдаева и многих других. Сегодняшний глава администрации с.Ачхой-Мартан И.Мадаев достойно несет эстафету трудовой «вахты» своих предшественников. Несмотря на известные трудности с финансированием и ограниченность возможностей местной администрации, он и его немногочисленный коллектив делают все от них зависящее для улучшения жизни сельчан. Несомненно, 21 апреля – это и их праздник, и они будут делать все от них зависящее, чтобы помочь людям. В этом они видят и задачи местной власти, и свое призвание…